Ребенок часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности).
Не может долго сосредоточиться на одном задании, например, на выполнении домашнего задания.
Легко отвлекается на внешние раздражители (шум, движение).
Гиперактивность:
Ребенок не может усидеть на месте, постоянно бегает, прыгает или ерзает.
Часто встает с места в классе, когда это не разрешено.
Чрезмерно разговорчив.
Импульсивность:
Перебивает других, не дожидаясь своей очереди в разговоре или игре.
Действует, не думая о последствиях (например, выбегает на дорогу, не посмотрев по сторонам).
Подростки (12–18 лет)
Недостаток внимания:
Трудности с выполнением школьных заданий, особенно тех, которые требуют длительной концентрации.
Частые ошибки из-за невнимательности.
Проблемы с организацией времени и задач (например, забывает о дедлайнах).
Гиперактивность:
Подросток может быть менее гиперактивным, чем в детстве, но все равно испытывает внутреннее беспокойство.
Ерзает на стуле, постукивает ногой или рукой.
Импульсивность:
Принимает решения, не обдумывая их (например, прогуливает школу или ввязывается в рискованные ситуации).
Может быть эмоционально несдержанным, резко реагирует на замечания.
Взрослые (18+ лет)
Недостаток внимания:
Трудности с выполнением рабочих задач, особенно если они монотонные или требуют длительной концентрации.
Часто теряет важные вещи (ключи, документы, телефон).
Проблемы с организацией времени, часто опаздывает.
Гиперактивность:
Внутреннее беспокойство, чувство постоянной "взвинченности".
Трудности с расслаблением, ощущение, что нужно всегда быть занятым.
Импульсивность:
Спонтанные решения, которые могут негативно сказаться на личной или профессиональной жизни (например, импульсивные покупки или смена работы).
Трудности в отношениях из-за необдуманных слов или действий.
СДВГ в разных возрастах
У детей симптомы часто более заметны, особенно гиперактивность и импульсивность.
У подростков гиперактивность может уменьшиться, но проблемы с вниманием и организацией становятся более выраженными.
У взрослых симптомы могут быть менее очевидными, но они все равно влияют на качество жизни, особенно в плане организации, эмоциональной регуляции и отношений.